Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 00:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Прогноз погоды

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Родителям

История и православие. "Познать смысл существования человечества"

Вообще же данный вопрос многогранен, и, несмотря на  отход от  безальтернативности в мировззрении , идеалистические взгляды в образовании  продвигаются в реальной жизни противоречиво и нелегко. Одну  из причин этого вижу в том , что, к сожалению, духовная составляющая в образовательном пространстве современной школы не имеет под собой необходимой и  грамотно построенной платформы-методологии. Это понятно: за век воинствующего атеизма наработки  теологопедагогики были искоренены, а теоретиков школы 20 века в данной области  не появилось. В результате нам в наследие осталась зияющая брешь, восполнить которую необходимо, но  проблематично . Иными словами, нужны серьезные разработки в направлениях идеалистического( читай – нематериалистического, религиозного ) взгляда на гуманитарные и естественные науки, которые могли бы на альтернативной основе быть рассмотрены  в школе. Дети имеют право не только на самоопределение в вопросах совести( выборе веры или её отрицания), но и – в параллель с традиционными  материалистическим обучением - на  ознакомление с багажом знаний православной России и взглядами современных ученых-идеалистов. Хотя бы потому, что главный вопрос философии – извечный спор двух противостоящих философских школ Платона и Аристотеля – и поныне остается актуальным и волнует просвещенные умы мира.

Работая над созданием гуманитарного курса для начального историко-православнгого класса, мне пришлось практически решать проблему построения системы взлядов на отечественную историю в православном контексте. Некоторые аспекты этой проблемы предлагаю здесь вниманию заинтересованных читателей.

История как школьный  предмет была и останется краеугольным камнем гуманитарного  образования, формирующим мировоззрение ученика,влияющим на  самосознание личности, во многом определяющим пути её развития. И важно с первых дней соприкосновения детей с предметом показать им, что история есть не только набор фактов , перечень дат и список имен, но ПУТЬ существования человечества с момента его появления на земле до наших дней, непрекращающийся и неразрывный, и НАУКА, изучающая этот путь отнюдь не из простого интереса и не только для извлечения опыта, но для того, чтобы ПОЗНАТЬ СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Говоря о Смысле, мы, по большому счету, восходим к религиозно-философскому пониманию , т.к. Смысл есть только там, где есть Высший Разум. А это значит, что история  идеалистами рассматривается не как продукт творения человечества ( где бытие определяет сознание, и ход исторического процесса представляется как поступательное движение, вызванное экономико-социальной необходимостью). Главный вопрос истории,базирующейся на идеалистической платформе – определение Смысла бытия, Смысла развития человечества, Смысла развития нации, страны. Как и конкретный человек, народ живет во имя какого-то смысла- сверхзадачи, задачи духовного уровня. И он дается Свыше: у истории есть Творец. 

Становясь на религиозную позицию, историк вовсе не отрицает науку : он соединяет постулаты веры и знания о мире. Которые отнюдь не находятся в противоречии.( Вера и наука на уровне диалектики совпадают(!)-именно этот вывод вытекает из многочисленных научно-идеологичекских теорий Платона,Аристотеля,Канта,Гегеля, Фихте… Закон о единстве и борьбе противоположностей- главный закон философии – соединяет в диалектическом единстве веру и науку.) Но вернемся к Отечественной истории. Эпиграфом этой статьи вполне могли бы стать известные каждому россиянину строки: «Умом  Россию не понять , аршином общим не измерить. У ней особенная стать- в Россию можно только ВЕРИТЬ».  Действительно, с момента зарождения истории как науки ,в России она базировалась на православном фундаменте: смысл, цель и значение хода исторического процесса рассматривалось сквозь призму православного понимания, с  православным стереотипом отношения к действительности и прошлому.  Православный человек неотделим от Веры, и его  деяния испокон веку оценивались им и обществом в критериях православного менталитета , а , в 19 веке оформилась и российская национальная идея Веры, царя и Отечества- «православие, самодержавие, народность».( Которая . по мнению автора,  в редакции «вера, патриотизм, народность» – могла бы быть возрождена)

Историкам известны  принципы методологии  православного понимания истории. Суть их в следующем:

-история- промысл Божий, она имеет смысл, цель и законы развития , сформулированные не личностью, рожденные не массами, но  данные Богом.

-ход истории   человечества творится людьми и зависит от их сознания и воли, которые  определяются  религиозным сознанием, а отнюдь не бытием. И высокие слова Евангелия от Иоанна «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» приобретают в понимании историка свое истинное и историческое значение, которые тождественны.

- и если ведущая роль в истории  принадлежит  религиозному сознанию, то  главные  вопросы  науки не «как?» и «почему?», а «ЗАЧЕМ?» и «ДЛЯ ЧЕГО?»

Оппоненты от материализма  , « исповедующие»  в науке принцип «критического восприятия» ( см К.Маркс, Ф Энгельс « Святое семейство, или критика критической критики») , безусловно, обвинят православных историков в том, что их  догмат о пределе в познании ( т.е. аксиома о  рубеже знаний, за который человеку не дано переступить), тормозит научный прогресс . Но сей  религиозный  тормоз- тормоз истинно православного миропознания - дает  нравственную основу , не позволяющую науке быть использованной в неправедных целях : в истории -пересматривать её ход и законы в угоду власть предержащим, оправдывать геноцид и политические преступления исторической необходимостью , в биологии – разрабатывать и внедрять клонирование , в физике - искусственный разум,  использовать во уничтожение живого  ядерную энергию …И это ответ агностикам на вопрос: что важнее- догмат или ничем не ограниченное познание.   Куда ведет человечество каждый из этих путей развития науки? И становится ясно, что нравственная основа в науке – Божественный промысл во имя того, чтобы история продолжалась.

                                   Алла Валериевна Аркадьева, преподаватель историко-православного начального класса, Заслуженный учитель РФ